29.06.2010

Последний день помпеи

Помпеи, древний цветущий город у подножия Везувия, буквально в одночасье ушёл в небытие без малого 2 тыс. лет назад. Мощные землетрясения 64 и 79 гг. н.э. уничтожили город, а пепел извергавшегося Везувия покрыл его многометровым слоем, так что даже местонахождение Помпеи долго оставалось неизвестным. Вторая жизнь города началась в конце XVIII в., когда по счастливой случайности канавокопатели наткнулись на засыпанные руины города, а затем археологи начали систематические раскопки, которые продолжаются и по сей день.
Сейчас можно войти в древний город и увидеть, как всё было устроено в нём почти 2 тыс. лет назад. Это привлекает ежегодно десятки тысяч туристов со всего света. Каждый входящий обязательно увидит древний форум с разрушенной колоннадой, руины храмов Аполлоне и Венеры, базилики, дворцы, виллы состоятельных граждан. Можно пройти по знаменитым римским мостовым из плоских камней, отполированных тысячами сандалий и со следами колёс тяжёлых повозок. Можно войти в богатые виллы с колоннами, статуями, фонтанами, полюбоваться мозаикой на полах и удивительной фресковой живописью на стенах, посидеть на мраморных ступенях театра, забраться на верхние скамьи огромного цирка с видом на классический конус Везувия... И представить себе, как протекала здесь жизнь ¦ древности и как всё происходило в тот трагический день, когда затряслась земля, тучи пепла посыпались на город, закачались и стали рушиться здания, как обезумевшие люди тщетно искали спасения от неотвратимой стихии...
Конечно, лучше всё это увидеть воочию, но можно поступить иначе. Пойти в Русский музей в Санкт-Петербурге, в зал знаменитого художника Карла Брюллова. Там висит картина «Последний день Помпеи» (1833 г.) («для русской кисти первый день»). Можно вполне верить тому, что изображено на этой сколь огромной, столь и впечатляющей картине. И не только потому, что каждый великий художник по-своему правдив, но и потому, что Брюллов многое писал с натуры, изучал древние источники.
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя Широко разлилось как боевое знамя. Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают... — так откликнулся на картину А.С. Пушкин.
Когда схлынут первые впечатления о картине и переживания за пытающихся спастись и защитить друг друга людей, обратите внимание на падающие с портиков статуи и рушащуюся колоннаду дворца на заднем плане картины (между прочим, в одну сторону!). А если будете очень внимательны, то разглядите в нижнем левом углу картины смещённые уступчиком плоские камни мостовой, которые сдвинуты не чем иным, как самой подземной стихией. Вот что значит зоркий глаз художника — он подметил даже такую небольшую, но весьма типичную для сильных землетрясений деталь.
Но если всё-таки доведётся оказаться в Помпеях и пройти по мостовым двухтысячелетней давности, смотрите внимательно под ноги, как бы не споткнуться о такой сейсмический «порожек» посередине мостовой.