Жемчуг. Часть 5

Жемчуг. Часть 5

Первое упоминание о янтаре относится к X в. до н.э. и содержится в ассирийской клинописной надписи на обелиске, хранящемся в Британском музее в Лондоне.

В эпоху античности в произведениях знаменитых греческих и римских поэтов постоянно упоминается этот замечательный камень. Так, Гомер в «Одиссее» отмечает: «...Светлых, как солнце, больших янтарей принесли Евримаху...* А вот римский поэт Марциал с присущим ему юмором пишет:

В тополевой тени гуляя, муравей
В прилипчивой смоле завяз йогой своей.
Хотя он у людей был в жизнь свою презренный,
По смерти в янтаре у Mix стал драгоценный.

(Перевод М.В. Ломоносова)

Римские патриции считали, что янтарь охраняет от дурного глаза и колдовства. В те времена в моде была белая воскообразная его разновидность, которую употребляли для курений, и прозрачная кроваво-красная — для изготовления различных изделий.

В древности, по свидетельству римского учёного Плиния Старшего, широко бытовало мнение, что янтарь спасает от слабоумия, лихорадки, желтухи; изгоняет камни из почек и печени; растёртый с маслом и мёдом — помогает при болезнях глаз и ушей; принятый в виде порошка с водой — лечит желудочные болезни. На рынках Востока ещё в I в. до н.э. особенно ценились медово-жёлтый бирмит, привозимый с месторождений Бирмы и использовавшийся для украшений, и молочно-белый сукцинит из Прибалтики, из которого позднее изготавливали предметы мусульманского религиозного культа. Древние евреи включали янтарь в число 12 камней, которыми украшали нагрудник первосвященников. На популярность янтаря в средние века указывает и то, что рыцари Тевтонского ордена после завоевания Прибалтики в XIII в. объявили своей собственностью весь янтарь, который там будет найден, и издали приказ о казни каждого, кто без разрешения будет его добывать.

Наиболее пышного расцвета тонкое искусство работы с янтарём достигло в XVII—XVIII вв. Появились миниатюрные статуэтки мифологических божеств и святых, медальоны с рельефными портретами знатных особ, разнообразные шкатулки, подносы, табакерки, инкрустированная янтарём мебель. В это время были созданы уникальные художественные изделия. К ним можно отнести посох московского патриарха Филарета (1632 г.); посох патриарха Никона (1658 г.); кружку, подаренную царю Алексею Михайловичу литовским послом (1648 г.), и многие другие изделия, хранящиеся и поныне в коллекциях Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Оружейной палаты в Москве^

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Далее Жемчуг. Часть 6