Главная / Внешние силы земли / Вечная мерзлота

Вечная мерзлота. Часть 4

Вечная мерзлота. Часть 4

В конце XVIII — начале XIX вв. в низовьях Енисея были обнаружены залежи подземного льда большой мощности. Производились замеры температур мерзлых пород. Специальные экспедиции исследовали мёрзлые породы и залежи льда. При этом, например, было установлено, что глубина сезонного (летнего) оттаивания зависит от состава мёрзлой породы. В частности, оказалось, что при равных условиях песок оттаивает на гораздо большую глубину, чем глина.

В это же время было выявлено наличие вечной мерзлоты на дне Гудзонова залива в Северной Америке.

В 1828 г. служащий Русско-Американской компании Фёдор Шергин в Якутске начал строительство колодца. Нанятые им рабочие девять лет долбили мёрзлую землю. Глубина колодца достигла 116,4 м. Питьевой воды он так и не дал, но сыграл огромную роль в изучении строения и температуры мёрзлых пород. Так, например, оказалось, что, начиная с некоторой глубины (около 15 м), температура грунта неуклонно повышается.

Во второй половине XIX — начале XX вв. началось интенсивное сельскохозяйственное и промышленное освоение Сибири. На её просторах возникали и развивались новые посёлки и города. Были открыты новые месторождения полезных ископаемых. Всё это потребовало прокладки современных путей сообщения. Так началось строительство Транссибирской магистрали. К строительству её были привлечены опытные инженеры, путейцы, рабочие. Каких-либо сверхсложностей эта магистраль не предвещала. Ведь и болота, и горы, и широкие реки, и даже суровый климат не были в новинку для строителей. Работы начались и шли вполне успешно, пока дорога пе перевалила за Урал. Тут, в Сибири, пути, уложенные по всем правилам европейского строительства, начали вести себя как-то странно: рельсы то там, то здесь вдруг оказывались выгнутыми, а то и вовсе изгибались волнами, или железнодорожное полотно покрывалось льдом, хотя в округе ни рек, ни озёр не было. Сначала наледи пытались скалывать, освобождая дорогу, но они появлялись вновь и вновь. Кроме того, первые же сибирские зимы показали, что пустить поезда по проложенным рельсам будет довольно сложно, ведь тогда на железных дорогах применялась лишь паровозная тяга. Паровозы же без воды не могли двигаться. А многочисленные реки, озёра и ручьи покрывались толстым слоем льда, а то и вымерзали до дна. Воды не хватало.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Далее Вечная мерзлота. Часть 5